Урумчи очень большой и очень шумный китайский город. А еще летом, там дико жарко. Город стоит на месте, через которое когда-то проходил Великий шелковый путь. Историческое расположение навсегда определило торговую судьбу города. Урумчи был и остается торговым узлом Китая и прилегающих стран. Сейчас, в основном, это Россия и Казахстан. Достопримечательности Урумчи это парк «Красная гора» и музей Синьцзянь-Уйгурского автономного района. Все остальные достопримечательности находятся в окрестностях. Для путешественника город может представлять интерес как отправная точка при следовании из Казахстана. Из аэропорта совершается множество рейсов, в том числе и международных. Раньше город посещало очень много челноков из стран СНГ. Сейчас поток немного схлынул, в связи с увеличившимися таможенными пошлинами. В городе много надписей на русском языке. Точнее на смешном китайском русском. Кто видел, тот поймет. Шедевры китайского русского во множестве встречаются на упаковках китайских товаров. Город как большой муравейник. Всюду движение и шум. Ну и запахи вдобавок.
Немного справочной информации по городу Урумчи. Или на китайский манер Улумуци. Ну или как то так они произносят это название. Так сказать краткая вводная. Урумчи большой город с миллионным населением. А точнее с населением в 2,3 млн. по другим данным в 1,5 млн. человек. Вот такие разные цифры. Может быть, первый вариант это население вместе с пригородами, а может быть второй вариант просто устаревшая информация. С севера на юг через город протекает река с одноименным названием Урумчи. Во времена династии Тан на территории современного Урумчи существовала крепость защищавшая северную часть Шелкового пути. Нынешнее китайско-уйгурское название Урумчи, город получил в 1954 году. Климат резко-континентальный. Летом очень жарко, зимой, соответственно, очень холодно.
Как уже писал ранее, я добрался в Китай не своим ходом, а с подвернувшейся оказией, на туристическом автобусе. Поселились в довольно приличной и дорогой гостинице, где селится торговый люд из близлежащих стран. Много наших соотечественников, не пакетников туристов, а челноков и прочих деловых и не очень людей. Они вроде покультурнее будут чем наши турецкие пакетники, по крайней мере я ничего такого не заметил. Гостиница большая, два корпуса, один 16 этажей, второй то-ли 10 то-ли 12. Еще два корпуса этажей в 20, в процессе строительства. Приезжих мало потому, что лето и торговли нет. Ближе к осени видимо поток увеличится.
Утром после заселения я так и не уснул. Часов в 9, после душа и легкого завтрка отправились по разным делам в город. Первый день я адаптировался к новой обстановке и просто глазел по сторонам. Задержался я в Урумчи на четыре дня. Посетил парк «Красная гора», какой то парк рядом с автовокзалом, жд. вокзал и автовокзал.
С едой проблем в городе нет. Множество ресторанов и кафе с различными блюдами, как европейской, в том числе русской кухни, так и китайской. Если нет желания угадывать китайские блюда или не получается сделать заказ в китайском заведении, можно поесть в ресторанах с русским меню. Много заведений открытых нашими соотечественниками, а так же выходцами из братских республик. Еда в заведениях для местных от 8 RMB за простое блюдо из лапши или китайский аналог пельменей. В заведениях для иностранцев на порядок дороже, но не факт что вкуснее.
Передвигались в городе, сначала на такси, потом после того как я посетовал на такую расточительность, стали ездить на автобусах. Государственное такси стоит относительно недорого, посадка и первые 3 км 6 RMB, каждый последующий километр 1,3 RMB. Ну а частники как договоритесь, хотя сильно тоже не ломят. Можно передвигаться на автобусах. Но тут сложнее, нужно чтобы на бумажке было написано, куда вам надо, чтобы можно было спросить, на каком автобусе можно добраться до этого места. Местные охотно объясняют, как добраться. Многие понимают русский язык. На остановках висят таблички с номерами маршрутов и названиями станций. Можно попытаться сесть на нужный автобус и самому, сравнивая иероглифы, но названия остановок не всегда совпадают с названиями мест, куда нужно попасть. Проще все же показать бумажку с названием. В автобус заходят в переднюю дверь, выходят через заднюю. Удобно, но не всегда. Позже в Куньмине меня дико раздражало, когда в часы пик народ набивается в переднюю дверь так плотно, что она не закрывается, зато в конце и середине автобуса, уйма свободного места. Проезд стоит 1 RMB, деньги нужно кидать в коробку при входе в переднюю дверь. Если вдруг будет непонятно, всегда можно посмотреть что делают местные. Существуют еще, какие-то автобусы с надписью BRT на борту. Видимо более комфортабельные экспрессы. Ценой проезда в них не интересовался.
Купил в городе рюкзак в замен старого. Как позже выяснилось зря. Мой старый вьетнамский поддельный рюкзак оказался на порядок надежнее китайской подделки, не выдержавшей нагрузки и развалившейся практически в первые дни использования. Сейчас этот рюкзак остался во Вьетнаме. В городе Сапа я подобрал себе более крепкий рюкзак. По крайней мере проверил я его более досконально чем китайский. Очень надеюсь, что он прослужит мне намного дольше. Вьетнамским подделкам под известные бренды, всё же, больше доверия.
Здесь же произошло мое первое знакомство с китайскими железнодорожными вокзалами. То еще место. Население Китая огромно. Железнодорожный транспорт является основным в стране. Соответственно на вокзалах просто масса народа. Толпы на вокзалах в России, это так, маленькие группки, по сравнению с Китаем. Огромные кассовые залы с десятком и более окошек, в каждое из которых стоит длиннющая очередь. В процессе покупки билетов мне довелось поучаствовать позднее, уже в Куньмине. Есть специальные кассы для иностранцев, но можно покупать в любой.
Автовокзалы чуть менее людные. В крупных городах их как правило несколько. Конкретно в Урумчи, вроде бы три. Центральный, южный и еще какой-то автовокзал недалеко от жд. вокзала. В Турфан я уезжал с южного автовокзала. Билет продают непосредственно перед отправкой, цена 45 RMB. Чуть не прозевал свой автобус, забыв про разницу во времени. Все государственные учреждения в Китае работают по пекинскому времени, автовокзал в том числе. Хорошо догадался уточнить у охранника.
По прошествии времени и имея возможность сравнивать, могу сказать, что Урумчи не типичный китайский город. Здесь больше среднеазиатского колорита, с хорошей примесью китайской специфики.